В помощь родителям



Родителям первоклассников

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

           В первое время помощь ребенку  с Вашей стороны в подготовке к уроку должна быть максимальной, так как это совершенно новый и “загадочный” для него учебный предмет. Первые шаги в изучении английского языка должны быть эмоциональными и яркими, что позволит выработать у Вашего ребенка положительную мотивацию к изучению языка. Искренне интересуйтесь тем, что ребенок узнал на уроке, слушайте его и сопереживайте успех. Когда у ребенка выработается предложенный ниже алгоритм действий, можно постепенно снизить до минимума Вашу помощь.
  1. Откройте учебник и спросите ребенка, что он узнал на уроке. Пусть он расскажет, что запомнил и усвоил.
  2. Запустите компьютерную программу, выберите тот урок, который проходили в школе, выполните предложенные упражнения.
  3. Эти упражнения являются компьютерной игровой версией упражнений учебника. И если Ваш ребенок что-то не смог воспроизвести по-английски по упражнениям учебника, у него есть возможность еще раз это услышать, отработать и запомнить. Выполнять упражнение нужно столько раз, пока ребенок не запомнит изучаемый материал и не научится его воспроизводить в речи.Следите за тем, чтобы ребенок в компьютерной программе не выбирал урок, который еще не был пройден в школе. Так как новый материал без помощи и разъяснений учителя  ребенок может неправильно запомнить, и в дальнейшем возникнут проблемы. Лучше хорошо отработайте изученное и помните: хоть это и игра, функция у нее учебная.
  4. В рабочей тетради в конце каждого урока есть задания, которые Ваш ребенок должен выполнить  письменно. Объясните ребенку, если он не понял, как выполнять задание, но не делайте за него. Пользы от этого не будет никому.  Проверьте, что написал ребенок и выскажите свое мнение («мне нравится, как ты написал», «надеемся на 5» и т.д.). Не забывайте повторять изученные буквы и звуки.
  5. Пусть довольный ребенок положит в портфель учебник и рабочую тетрадь, а  вы пожелайте ему успехов на уроке.                                                                                                                                                                   Если ребёнку трудно заниматься английским языком, обязательно посоветуйтесь со своим учителем английского языка. Именно учитель может подсказать вам, как лучше учить новые слова, выполнять домашние задания, объяснит грамматические тонкости. Хороший специалист может сделать очень многое для того, чтобы решить ваши проблемы.

Как с ребёнком учить слова?
Вот несколько советов.

Карточки – просто и эффективно. Купите блок разноцветных одинаковых листочков (или нарежьте небольшие карточки из старых неиспользованных тетрадок). С одной стороны пишете английское слово (можно с транскрипцией), на другой стороне – перевод, а лучше рисунок. Карточки делайте вместе с детьми. Хранить карточки можно в специальных конвертах, конверты лучше подписывать по темам, например, «Цвета», «Цифры», «Эмоции (прилагательные)», «Животные» и так далее. Берите с собой эти конверты в транспорт, в очереди и играйте с ребёнком в карточки всегда, когда у вас образуется свободное время, которое бесполезно тратится. Вы даже не представляете себе, какой словарный запас можно приобрести за один год поездок в автобусе, например, в музыкальную школу!
Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка, т.е. наклеивать стикеры, которые не оставляют следов и довольно долго держатся на поверхностях. Подписать можно стол и лампу, стену и кровать, мяч и пианино – идея понятна.
Как научить ребёнка правильно произносить слова?
Прежде всего, нужно обязательно отметить, что постановка правильного произношения – это долгий процесс, который требует большого количества упражнений на развитие у ребёнка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения эти звуки правильно произносить. Если вы сами не знаете английского, то лучшим способом помочь ребёнку освоить английское произношение – это слушать вместе с ним и пытаться повторять слова за обучающими дисками с песнями и рифмовками, которые были начитаны носителями языка, т.е. людьми из Великобритании, Америки, Австралии.

Если же вы английский знаете, то в принципе нужно с ребёнком делать то же самое – слушать аудио, пытаться повторять. Также родители, которые знают язык достаточно хорошо, могут играть с детьми в весёлую игру на произношение. Игра состоит в том, чтобы брать предложение или стишок на русском и заменять в нём один «русский» звук на «английский».

Очень важно не отбить у детей желание заниматься английским языком, принцип «не навреди!» верен и по отношению к педагогике. Запаситесь терпением, подберите интересный учебный материал с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка – и, глядишь, через несколько лет ваш малыш завоюет первое место на городской олимпиаде!

ХОЧУ УЧИТЬСЯ!

Если спросить взрослого человека: «Хотите ли Вы работать?», то с уверенностью можно сказать, что большинство ответов будут такими: «Если была бы такая возможность – я бы НЕ работал (а)!». Оставим в стороне истинных фанатов труда, а сосредоточим свой взгляд на первой категории респондентов. Причем не просто так, а в рамках сравнения подобного мнения с учебной деятельностью школьника. 
Почему-то принято считать, что на протяжении школьного обучения ребенок должен постоянно демонстрировать: высокий уровень знаний, умений, навыков; готовность к усвоению нового материала; стремление к постижению загадок мироздания. И когда мы, взрослые, сталкиваемся с детским нежеланием обучаться, то неизменно испытываем внутреннее раздражение и недоумение. Ведь мы хорошо помним, как малыш с радостью предвкушал поступление в первый класс. Сколько волнений и ожиданий было связано с выполнением первого домашнего задания, с приготовлением к первому классному мероприятию, с рассказами о соседе по парте. 

Что же меняется в восприятии ребенка таким образом, что он начинает избегать стремления учиться? 
Во-первых, ребенок взрослеет. Психологические задачи возраста 9-12 лет ставят вопросы, отличные от проблем обучения. Темы межличностного общения и взаимодействия с миром являются для ученика 3-6-х классов наиболее актуальными и интересными. В возрасте 12-15 лет подросток сосредоточен на своем внутреннем мире и состоянии первой влюбленности. И только к 16-18 годам молодой человек обращает свой взор на обучение, но и то – уже в контексте будущей профессии. 
Во-вторых, происходит своеобразное отождествление мира ребенка и мира взрослых. Школьник уже способен оценить действия и мнение родителей по отношению к их профессиональной жизни, а потому легко переносит схожее отношение на собственную школьную жизнь. Например, ежедневные обсуждения взрослых необходимости раннего подъема, долгой дороги на работу, строгих требований начальства и плохих отношений в трудовом коллективе, воспринимаются ребенком как знакомый негатив: ранний подъем, указания учителя, ссоры одноклассников – ему хорошо знакомы. 
  
Так как же заинтересовать ребенка учебой? 
Например, в начале школьного обучения можно использовать следующие упражнения, построенные по игровому принципу (ведь большинство людей любят играть): 

1. Упражнение «Ученик»: 
Идея этого упражнения лежит в основе известной детской игры в школу. Только учеником становится кто-то из взрослых, а ребенок берет на себя роль учителя. Особенно хорошо использовать этот прием при обучении ребенка в начальной школе. Старайтесь быть активным «учеником» - задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте. Пусть ребенок ощутит удовольствие оттого, что он владеет необходимыми знаниями и способен поделиться ими с другими людьми. 
2. Упражнение «Что новенького?» 
Идея этого упражнения основана на поддержании познавательной активности ребенка на протяжении всего обучения в школе. Создайте такое правило, согласно которому ребенок ежедневно демонстрирует Вам, что именно он узнал, подготовил, выучил и т.п. Замените вопрос: «Какие оценки ты получил?» на фразу «Что новенького?». 
3. Упражнение «Коллекционер профессий». 
С начала школьного обучения предложите ребенку следующую игру: создайте альбом, в который будете вносить всю информацию о любой профессии, которая его заинтересует. Собирайте фотографии и рисунки на выбранную тему, вырезайте подходящие статьи из журналов, рисуйте и делайте различные пометки. Если вести подобный альбом на протяжении всего обучения, к выпуску из школы может получиться очень интересная коллекция – справочник. 

Кроме того, в современной психологической литературе представлено многообразие авторских сказкотерапевтических техник, ориентированных на поддержку познавательного и личностного развития человека и пригодных для использования дома. 

Несколько советов, которые помогут вам настроить ребенка на позитивное отношение к учебе: 
1. Никогда не обезличивайте школьные результаты ребенка: «Я горжусь тем, что ты блестяще справилась с задачей!»; «Мне тоже обидно, что за самостоятельную работу ты получил лишь четверку. Давай попробуем проанализировать, что было сделано не верно». 
2. Интересуйтесь не только школьными оценками ребенка, но и его отношениями с одноклассниками: «Ты ничего не говорил о своем новом приятеле. Мне очень интересно узнать!»; «Знаешь, мне до сих пор приятно общаться со своими одноклассниками!». 
3. Демонстрируйте ребенку связь его школьных знаний с жизненными и профессиональными задачами: «Если бы я не учила литературу, я не смогла бы поддержать разговор и чувствовала бы себя крайне глупо!»; «Интерес к геометрии очень помогает мне в профессии архитектора». 
4. Помогите ребенку распределить время для отдыха и для выполнения школьных заданий. Порой ребенок «переносит» негатив на домашние задания и школу только потому, что он устает. Грамотный распорядок дня способен решить эту проблему. 
5. В рассказах о своей работе усиливайте положительный аспект: «Не смотря на проблемы и ссору с коллегой, я рада, что имею возможность демонстрировать свои способности в этом деле!»; «Даже в выполнении рутинной работы я стараюсь найти то, что вызовет мой интерес!». 

Как показывают исследования, «принудительная методика» - это не ключ к успеху. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок хорошо учился и требует от него этого, заставляют его. Ребенок находится в постоянном стрессе. Плохая оценка или неудача ассоциируется у него с психологической травмой, плохим отношением в школе или руганью дома. Необходимо, чтобы ребенок сам хотел хорошо учиться. Только если он хочет учиться, ему нравится процесс, он и будет тянуться к новым знаниям. Если же желания и мотивации нет, все усилия родителей напрасны. 
Обращаем также ваше внимание на тот факт, что нежелание учиться у школьника может быть связано с низким познавательным развитием ребенка. В таком случае любые внешние рекомендации будут малоэффективны. Для устранения возможной причины школьных трудностей необходима очная консультация специалиста, способного провести соответствующую диагностику, определяющую спектр имеющихся трудностей и эффективную стратегию поддержки. 



О ПОЛЬЗЕ ПОХВАЛЫ

Каждому человеку, как взрослому, так и ребенку важно встречать в близких людях поддержку признание и любовь. Ребенку, который только начинает свой путь, похвала родителя необходима как здоровое питание.
Интуитивно родители радуются первым успехам малыша: улыбнулся, схватил игрушку, встал на ножки, поддерживая, таким образом, активность ребенка. Однако, чем старше становится ребенок, тем труднее его хвалить, тем больше к нему требований и от него ожиданий, которые часто не удовлетворяются. Это приводит к недовольству родителей, им становится не понятным «за что» хвалить и «зачем» это делать. Связанно это с множеством факторов, начиная от стереотипов воспитания и заканчивая личными проблемами самого родителя. Ребенку, тем не менее, похвала, поддержка и любое позитивное внимание нужны на протяжении всего взросления, а особенно во время трудностей, сложностей и неудач.
Если родитель поддерживает и позитивно оценивает любую нейтральную деятельность ребенка, то малыш будет без усилий упражняться и развиваться в этом направлении. Например, если вы не пытаетесь исправлять и улучшать рисунки ребенка, а каждый раз хвалите, с интересом рассматривая изображение, то он будет много и успешно творить.

Как работает похвала? Почему это так важно для развития человека?
Во-первых, похвала является позитивным подкреплением. Ребенок получает информацию о том, что ему нравится и хочется делать – поддерживается родителем, то есть правильно и ценно.
Во-вторых, это является дополнительной информацией о себе. «Меня хвалят, значит,  я делаю что-то хорошее, значит - я хороший». Или «я могу (умею) это делать (рисовать, петь, танцевать)».
В-третьих, информация о себе подобного рода используется ребенком как ресурс, является толчком для дальнейшего движения и развития.
В-четвертых, многочисленные пробы себя в какой-либо деятельности, сопровождаемые родительской похвалой, формируют у ребенка уверенность в своих силах. Он теперь точно знает, как много у него получается и может пробовать себя в чем-то новом. 
В-пятых, так как родитель много раз сообщал ребенку о том, что тот успешен, то, начиная новую деятельность, ребенок верит в себя, в свой успех. Это помогает двигаться и преодолевать препятствия. Другими словами, регулярно получая родительскую похвалу и поддержку, ребенок научается действовать так  по отношению к самому себе самостоятельно. В сложные моменты он поддерживает себя и движется дальше, тогда как другой начинает сомневаться, критиковать себя и пасовать перед трудностями.
В-шестых, пользуясь поддержкой родителей, ребенок имеет возможность много и часто экспериментировать. Результаты подобных опытов не всегда бывают удачными, но привычка видеть плюсы и во всем находить позитив позволяют ребенку безболезненно переносить неудачи и использовать их как позитивный опыт. 
Таким образом, родительская похвала нужна ребенку как позитивное подкрепление, ресурс для развития, информация о себе. Похвала дает детям уверенность в себе, веру в свой успех и умение справляться с неудачами.
Полагаю, что каждый родитель, хочет видеть своего ребенка успешным, уверенным и позитивным человеком. А это значит - каждого ребенку нужно хвалить и поддерживать.
И помните, если вам самому не хватает вышеперечисленных качеств, то пора начинать делать то же самое в отношении себя.
Хвалите себя и своих детей! И в вашей жизни будет больше позитива.


Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.

Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.
1. Старайтесь высказывать своё личное мнение: «Мне нравится...». « Я ценю.. .», «Мне здорово помогло.. .» (вместо: «У тебя великолепно получается...», («У тебя получается лучше, чем у ...»). Дети в состоянии воспринять вашу искреннюю реакцию на свои действия, но могут растеряться или почувствовать себя неловко получая явно завышенную оценку, которую ещё предстоит оправдать.
2. Демонстрируйте уверенность в способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты на выходные выбил ковры они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Но не так: «Для твоего возраста у тебя неплохо получается» или «Превосходный рисунок». Другими словами, дайте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Неплохо при этом задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.
3. Отмечайте, насколько трудной была работа, которую сделал ваш ребёнок. «Земля такая твёрдая!» вместо: «Ну, ты силён вскопать такую грядку!» Пусть он сам додумает, что вы оставили между строк.
4. Замечайте, успехи и старания ребёнка. «А ведь ещё месяц назад ты мог один раз туда и обратно!» «Ты целый час над этим проработал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» В нашем мире слишком много внимания уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».
5. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Простое выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», или просьба помочь: «ТЫ не пособишь мне...» может значить для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный».
6. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.
Итак, старайтесь подчёркивать важность стараний, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), существенность результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ УХУДШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У РЕБЕНКА?

Печальная статистика гласит, что зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Плохая наследственность, неправильный образ жизни, слабое освещение, чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие спорта, злоупотребление компьютером и телевизором. 
С возрастом ребенка все эти проблемы только усугубляются. Родители гонятся за тем, чтобы ребенок много учился в учреждениях с повышенной нагрузкой, радуются, когда ребенок засиживается за книжками, вместо спортивных игр и активного отдыха. Иногда сами родители настолько загружены работой, что им и дела нет до зрения ребенка... 

Когда бить тревогу? 
Заметить ухудшение зрения у ребенка можно без особого труда. Так, например, малыш с плохим зрением часто щурится, особенно когда хочет что-то разглядеть, трет глаза, моргает так, будто в глаз что-то попало. Все это симптомы того, что пора ребенка показать офтальмологу. А лучше даже нескольким, так как посещение одного доктора не может дать полной и достоверной картины. 

Чем помочь малышу? 
Какой бы диагноз не поставил доктор вашему ребенку, помните, что его зрение — все еще в ваших силах и руках. Как правило, врачи выписывают ребенку очки, назначают комплекс упражнений, иногда прописывают капли для глаз. Это стандартный набор, которым, впрочем, все равно стоит пользоваться осторожно. Особенно хорошо подумайте насчет очков. Ведь, надев очки на ребенка, вы тем самым, обрекаете его на ухудшение зрения. Попробуйте сначала обойтись без этого, сделав акцент на зарядке и упражнениях. 
Помимо назначенных доктором упражнений, найдите свои, более интересные и доступные для малыша. Прежде всего, стоит установить причину ухудшения зрения, полностью ее ликвидировать. Например, следите за тем, чтобы ребенок при чтении и письме не наклонял слишком низко голову, держал спину прямо, у него было хорошее освещение, он не засиживался подолгу за одним и тем же занятием. Через каждые полчаса необходимо делать физкульт зарядку для глаз, рук, спины. Ограничьте просмотр телевизора и работу на компьютере. Не забывайте регулярно раз в месяц посещать офтальмолога, проверять зрение, фиксировать все улучшения. 

Упражнения для улучшения зрения для детей младшего возраста. 
Если ребенок долго смотрел телевизор, у него устали, покраснели глаза, сделайте с ним зарядку для глаз. Для этого нужно: 

- Быстро поморгать глазами, закрыть веки, тихо посидеть 5-10 секунд. 
- Сильно зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, поглядеть вдаль, задержать взгляд на 5 сек. 
- Правую руку вытянуть перед собой. Медленно водить указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следить за движением пальца взглядом. 
- Медленно вращать глазами влево, вправо. Сделать глазами несколько круговых движений. Сесть на стул, ладонями упереться в пояс. Повернуть, не склоняясь, голову вправо, посмотреть на левый локоть, затем то же проделать наоборот. 
- Указательными пальцами осторожно нажимать на закрытые веки, легко массируя их. Такая детская зарядка для глаз должна проводиться каждый день, желательно вечером. Каждое упражнения нужно повторять по 5-6 раз. 

Этот комплекс упражнений подходит для маленьких детей, начиная с 2-х летнего возраста. 

Упражнения для улучшения зрения ребенка школьного возраста. 
Для ребятишек постарше также существуют разнообразные упражнения для глаз. В школьном возрасте нагрузка на детские глаза значительно возрастает, дети много времени проводят за компьютером, читают много литературы. Глаза устают, зрение может ухудшиться. Чтобы этого не произошло, покажите ребенку комплекс простых, но эффективных упражнений для глаз: 

- Прежде всего, следует снять напряжение с глаз. Для этого, надо сесть на стул, накрыть глаза ладонями: правой ладошкой закрыть правой глаз, левой ладошкой – левый. На глаза давить нельзя. Далее нужно расслабиться и смотреть мысленным взглядом перед собой. В это время представить какое-либо радостное событие, что-то приятное. Такое упражнение нужно выполнять каждый день, по 10-15 минут. 
- Если ребенок долго сидит над книгой или перед монитором, нужно сделать перерыв. Встать со стула, походить по комнате, делая круговые движения головой. 10 раз по часовой стрелке, столько же против часовой стрелки. Нужно завести поочередно то правую руку, то левую за противоположное плечо. После чего остановиться, привстать на носочки, потянуться вверх, к потолку. Это простое упражнение поможет снять напряжение с позвоночника, усилит кровообращение в области головы, шеи, расслабит глазные мышцы. 
- При усталости глаз, для улучшения зрения нужно быстро моргать глазами в течение 1-2 минут. Потом глаза закрыть, помассировать веки легкими движениями указательных пальцев. Такое упражнение тренирует глазные мышцы, улучшает кровообращение. 
- Сделайте с ребенком такую зарядку для глаз для детей. Вытяните перед собой правую руку, сконцентрируйте взгляд на указательном пальце. Переведите взгляд на какой-то большой предмет, стоящий дальше 3 метров. Затем взгляд опять нужно перевести на палец. Это упражнение делайте несколько раз с каждой рукой. Такая зарядка тренирует зрение, ребенок учиться видеть одинаково хорошо и в дали, и на близком расстоянии. 
- Наклейте на оконное стекло бумажный кружок черного или красного цвета размером 5 мм. Посадите ребенка напротив. Нужно смотреть на кружок в течение 2 мин., затем следует посмотреть на какой-либо дальний предмет за окошком, внимательно его рассмотреть во всех деталях. Упражнение нужно делать каждый день по 10 минут. 
- Следующее упражнение делайте стоя: Вытянуть руку прямо перед собой, смотреть на кончик указательного пальца 5 сек. Затем медленно приблизить палец к лицу, продолжая смотреть, пока не станет двоиться в глазах, Потом также медленно отвести руку обратно. Повторить упражнение 6 раз. 

Также, чтобы предотвратить снижение, ухудшение зрения заставляйте ребенка больше двигаться, играть в подвижные игры, заниматься спортом. Следите за его осанкой. Когда ребенок искривляет спину, сидя в скрюченной позе, нарушается кровоснабжение головного мозга. Это состояние провоцирует ухудшение зрения. Не разрешайте детям длительное время находиться перед телевизором, за монитором компьютера, особенно в темной комнате. Для тренировки зрения у малыша, купите ему яркие подвижные игрушки, которые вертятся, катаются, прыгают. И, конечно, регулярно делайте с детьми зарядку для глаз. Пусть она станет ежедневной, полезной привычкой. 

КАК ПОДРУЖИТЬ РЕБЁНКА С КНИЖКОЙ

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе.
Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие. А в первые годы жизни малыша, когда он ещё не может читать самостоятельно, это ваше совместное удовольствие. Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами.

1. Иллюстрации 
Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.
Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.

2. Волшебно и странно 
Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.

3. На самом интересном месте! 

Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.
«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.
Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом! Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.

4. Вечные ценности 
Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!


Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.


МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Родителей  часто раздражает то, что их ребёнок медлителен: слишком много времени тратится на сборы, выполнение поручений. А малыш не может сконцентрировать внимание на мыслях о выполнении действий. Зачастую подобная проблема начинается в раннем дошкольном возрасте, у некоторых она прослеживается с младенчества. 
Двух одинаковых детей не бывает, каждый ребёнок - яркая индивидуальная личность, потому выявление причины замедленности его действий следует доверить специалистам: семейным и детским психологам, педиатрам.
Почему возникает детская медлительность
1. Острое или хроническое заболевание способствуют замедлению ритму и темпу действий ребёнка. После полного выздоровления, когда силы полностью восстановятся, «медлительность» закончится естественным путём. С медлительностью, возникшей по какой либо подобной причине, на помощь родителям придут педиатры. Иногда бывает достаточно провести витаминную терапию общеукрепляющего действия.
2. Трудные роды, тяжело протекающая или недоношенная беременность могут стать причинами изменений темпа и ритма деятельности ребёнка. В подобных случаях дети должны наблюдаться у детских невропатологов, психологов, психоневрологов. Органическая патология может послужить фоном для разнообразных нарушений психического развития. Подобному медлительному ребёнку нужно длительное наблюдение у специалистов, всестороннее системное обследование.
3. В некоторых случаях медлительность детей в раннем возрасте является этапом нормального развития. В период от полутора до трёх лет медлительность может быть соотнесена с естественным недоразвитием моторных функций, в частности, моторики пальцев рук. Дети стараются застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, но пальцы и руки ещё не настолько гибки и подвижны, как у взрослых. Это вызывает у родителей непонятное ребёнку раздражение или даже незаслуженные унижения, хотя ребёнок пытается изо всех сделать всё правильно и стать самостоятельным. Подобная замедленность проходит с возрастом. Жизнь взрослых людей, вынуждающая каждый день решать множество разнообразных задач, непонятна маленьким детям. Только от терпимости родителей зависит то, насколько их ребёнок станет самостоятельным и независимым от взрослых. Часть родителей, утомленных собственными проблемами, вызывающими раздражительность, не «слышат» ритм жизни собственного ребёнка и делают за малыша множество дел, полагая, что этим облегчают ребёнку жизнь. Подобные навязанные ребёнку услуги развивают  у него пассивность и неуклюжесть на долгое время, зачастую вплоть до подросткового возраста.
4. Леворукость ребёнка, если к ней относятся без должного внимания, также становится причиной медлительности. Переучивание левши на правшу может стать причиной замедления темпа и ритма деятельности, общему нарушению формирования гармоничной личности. Урождённых левшей не переучивают!
5. Темперамент урождённого флегматика является классическим примером самой настоящей медлительности. Флегматичные дети не переносят спешки и торопливости и при всей своей медленности они отличаются рассудительностью и солидностью. Во всех своих делах флегматики выбирают привычные проверенные способы действий, с завидным упорством преодолевая препятствия. Отвлечь флегматиков от их целей крайне сложно, решений своих они не меняют, а в их отстаивании проявляют непоколебимость. Ко всем новшествам флегматики привыкают с трудом, но психика их очень устойчива ко многим внешним раздражающим факторам, почти невозможно вывести флегматиков из себя. Ребёнок-флегматик скуп на проявление эмоций, но чувства его глубоки и постоянны. В дружбе проявляет преданность и постоянство, хотя и с трудом находит друзей. Флегматичный ребёнок не проявляет агрессии, бесконфликтен, уходит от борьбы, предпочитая не рисковать без веских причин. Смена привычного ритма жизни, перемены в обстановке, отношениях вызывают у флегматиков огромные опасения. Родители должны знать и понимать: темперамент является врождённой чертой, наподобие черт лица, и темперамент своего ребёнка нужно принимать таким, какой он есть.
6. Любая кризисная ситуация – переезд, конфликты в семье, развод, новый детский сад, новая школа – являются для ребёнка стрессами. Неустойчивая детская психика подвергается большим нагрузкам. С повышенной тревожностью дети бессознательно пытаются справиться замедленным выполнением обычных действий и замедляя свою общую активность. Стрессовые ситуации не только травмируют детскую психику, но и создают благодатную почву для развития неврозов. Подавленность, ощущение собственной вины, детская замкнутость способствуют развитию медлительности. Решить эту проблему поможет снятие нервного напряжения, устранение конфликтной ситуации.
7. Замедленность ребёнка может быть следствием негармоничных отношений между ребёнком и родителями. Вечно занятые, спешащие на работу родители, теряют эмоциональный контакт с ребёнком. В таких случаях дети своей медлительностью стараются привлечь внимание родителей, продлить с ними общение. Иногда замедленность представ6ялет собой форму скрытого протеста, требованием проявления родительской любви, внимания, тепла. Такие недостатки семейных отношений могут быть устранены работой с семейным психологом.
8. Авторитаризм в семье, жёсткая постановка требований к ребёнку, непрерывный контроль исполнения заданий, строгость наказаний за проявление непослушания могут послужить причинами формирования неврозов и развития медлительности у ребёнка. Медлительность у ребёнка может являться формой манипулирования родителями. Медлительностью ребёнок может протестовать против излишних нагрузок (например, обучению музыке). Явный или скрытый протест может возникнуть при конфликтах с воспитателем детского сада, при этом медлительность будет проявляться лишь в отдельных ситуациях, не затрагивая остальных сторон жизни. В таких случаях родители должны пересмотреть собственную методику воспитания.
9. Излишняя детская мечтательность способна  вызывать чувство раздражения у некоторых родителей. Часто и долго утопая в мечтах, дети, не отличающиеся флегматизмом, порой действуют медленно, будто во сне. Погружаясь в мечтания  надолго и часто, перед выполнением действий, ребёнок таким способом может выражать собственный протест против требований родителей или же, напротив,  проявлять свой собственный внутренний конфликт. Такое поведение может проявляться  у самых обычных детей.
Советы родителям «медлительных» детей
1. Родители должны помнить, что «замедленность» ребёнка не его вина. «Ускорить» ребёнка  наказания и окрики неспособны, они лишь способны развить в нём неврозы.
2. Следует в доступном для ребёнка темпе играть с ним в игры, вызывающие повышение активности. Малыша следует познакомить с понятием времени, научить делить дела на трудные и лёгкие, распределять дела по уровню сложности. Следует приучить ребёнка к режиму дня, создающему постоянство в действиях, которое малышу крайне необходимо.
3. Участие медлительного ребёнка в соревновательных играх не принесёт удачи, от подобных игр следует воздерживаться. Поощряйте, ободряйте, хвалите за успехи по сравнению с прошлыми его достижениями. Помните о том, что медлительные малыши болезненно воспринимают сравнение их успехов с успехами других детей.
4. Родители замедленных детей должны постоянно оказывать малышам ненавязчивую помощь, проявлять к ним понимание и сочувствие. Замедленные дети зачастую неуверенны в своих силах и в отношении к ним окружающих, поэтому важно в таких детях поддерживать уверенность в их способностях и силах.
5. Флегматичные дети иногда не начинают выполнять задание из опасения не справиться. Предложите такому ребёнку помощь и, с большой долей вероятности, он после этого сделает всё сам. Для флегматичного ребёнка важна уверенность в том, что он сможет получить поддержку.
6. Отказ от выполнения действий ребёнком, могут вызвать окрики и поторапливание взрослыми.
7. Возникновению хронических конфликтов, неврозов, психологических страданий у ребёнка способствует проявление раздражения от его поведения у активных нетерпеливых родителей. Такой ребёнок постоянно думает о том, что родители его не любят, а это самый сильный детский страх, страх потери родительской любви и одиночества. Страхи у медлительного ребёнка вызываются, прежде всего, неуверенностью.
8. Энергичные стремительные родители, желающие своего медлительного ребёнка видеть точной своей копией, могут собственной нетерпеливостью разрушить тонкую душевную связь между собой и своим ребёнком, развить у него неврозы.
10. Присущая медлительным детям боязнь всего нового делает их психологически уязвимыми перед поступлением в детский сад, школу. Собственные неудачи медлительный ребёнок переживает очень тяжело. Родителям медлительного ребёнка важно уделять много внимания адаптационному периоду в детских учреждениях, им следует рассказать воспитателям и учителям о психических особенностях своего ребёнка. 
Надёжные, спокойные, рассудительные люди, продумывающие свои действия до тонкостей, добивающиеся в жизни поставленных целей, очень часто вырастают из «замедленных», флегматичных детей.



ОТКУДА БЕРЕТСЯ СТРАХ?

Так уж вышло, что современный мир, насыщенный высокоскоростными технологиями и возможностями, жесток. Бурные общественные изменения в жизни человека не могут не способствовать возникновению и развитию у него множества разнообразных по своей природе страхов: не успеть, не суметь, не сделать… Накладываясь один на другой, эти страхи в виде множества переживаний, выступают условием к формированию устойчивого чувства тревоги, порой беспричинной. 
Тревога это сигнал еще не случившейся опасности. Тревога охватывает нас, когда мы ждем любимого человека, а он задерживается по неведомым нам причинам. Тревога сжимает сердце, когда нас внезапно вызывает к себе руководство. Тревога подкрадывается в тот момент, когда спокойный ночной сон внезапно разрушается телефонным звонком. 
Важно отметить, что явление тревожности, в определенном смысле стало следствием прогресса в обществе, так как до начала технического прорыва человек испытывал лишь непосредственный страх, который можно рассматривать как движущую силу в развитии цивилизации. Однако многие страхи «прошлого» актуальны и сейчас. Например, страх возникал у наших предков при появлении угрозы жизни. Этот же страх, к сожалению, существует и поныне. 
Итак, страх и тревога сопровождают как взрослого человека, так и ребенка. И если в причинах взрослого беспокойства человек способен разобраться самостоятельно, то ребенку значительно сложнее решить эту задачу. 
Во-первых, детский страх вызывается множеством причин, о которых взрослый может даже не догадываться. Говоря о детских страхах, сразу приходит на ум мысль об испуге ребенка, возникшем после прослушивания, просмотра страшных сказок или фильмов, рычания большой собаки или внезапном выстреле неподалеку от детской площадки. Но есть такие причины, которые взрослый не видит и не понимает. «Боюсь ложиться в кровать, потому что в углу сидит чудовище и смотрит на меня!» - плачет ребенок, а Вы «обрываете» этот каприз строгим замечанием: «Перестань придумывать! Там никого нет!». И вот страх малыша, подавленный Вашим авторитетом, остается в комнате и возвращается к ребенку, как только Вы выйдете. Все дело в том, что внутренний страх практически невозможно «выгнать» внешним способом.
Во-вторых, детские страхи тесно связаны с эмоциональным благополучием родителей, в первую очередь, матери малыша. Волнение, тревога, беспокойство мамы по любому поводу (даже не связанному с благополучием ребенка) сильно повышают уровень страхов ее ребенка.
В-третьих, детский страх тесно связан с появлением чего-то нового в жизни ребенка. Например, Ваш малыш пошел в детский сад; оказался в гостях у малознакомых родственников; Ваша семья переехала в новый дом… Отсутствие жизненного опыта у ребенка повышает необходимость привыкания к изменившимся условиям, а как уже указывалось выше, все новое и неизвестное нас пугает.
Еще хотелось бы обратить внимание, что возрастание тревожности и страхов определяется человеческими отношениями. То, как оценивают ребенка другие люди, может не совпадать с тем, каким именно малыш себя ощущает. 
Тоже относится и к взрослым людям, так как расхождение в оценке, данной человеком самому себе и полученной от других, значительно повышает его волнение, беспокойство и страх. 
И все-таки, наличие страха человеку необходимо. Из-за страха мы стараемся обойти опасные места, агрессивных людей и животных, и другие угрозы, способные нарушить привычный ход нашей жизни. Определенная доля страха помогает малышу понять, что брать спички, нож, утюг нельзя и опасно. Другими словами, именно страх ограничивает нас от различных глупостей, хотя порой даже его бывает, к сожалению, недостаточно…

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ

Все родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до ребёнка свои мысли и при этом не обидеть его. А ведь, на самом деле, это просто. Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык. 

Правило первое: обсуждайте не ребёнка, а его поступки

Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не все дети понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально. 

К примеру, когда родители говорят: «Горе моё», «За что мне такое наказание?», то они хотят донести до ребёнка информацию о том, что он сделал что-то не так и должен исправиться. Но дети ещё не умеют выстраивать логические цепочки. И подобные фразы воспринимают буквально: «Я горе для мамы/папы».  

Поэтому родителям лучше разговаривать с детьми на понятном им языке, и обсуждать не самого ребенка, а поступок, который он совершил. К примеру, если ребенок получил на уроке двойку, то родителям рекомендуется в спокойной обстановке выяснить почему это произошло, что помешало выполнить задание учителя. Такой разговор с ребенком позволит установить с ним доверительные отношения, и в будущем он не будет бояться обсуждать с вами свои проблемы, потому что будет знать, что вы ему поможете их решить, а не просто раскритикуете. 

Правило второе: не сравнивайте ребёнка 

В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с кем- либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вася, всегда приходит домой вовремя, а тебя не дозовешься», «У Маши всегда пятёрки, а для тебя тройка – достижение». 

Подобными фразами родители только понижают самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. А ведь родители хотели всего лишь сказать, что ему надо: научиться следить за временем и лучше учиться.

Поэтому правильнее, например, сказать так: «Пожалуйста, будь пунктуальным, старайся приходить в то время, о котором мы договариваемся – это очень важно».  Затем можно выяснить, по какой причине ребёнок задержался. И разговор нужно вести спокойным тоном, без повышения голоса. 

Конечно, приводить положительные примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но без сравнений. Допустим, фразу допустимо построить так: «Пунктуальность – это качество дисциплинированных людей, например, твой папа всегда приходит вовремя – коллеги ценят его за это, потому что в пунктуальности проявляется уважение  к другим людям».

Правило третье: не обвиняйте ребёнка в неудачах

Дети только учатся жить, поэтому не правильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые. 

Сгоряча родители могут сказать: «Ты неумейка, сколько тебя не учи – всё бестолку», «Что ты натворил (натворила)?». 

А между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки родителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Поэтому родителям рекомендуется заменять привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу», «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!», «Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при незначительных успехах). 

Правило четвёртое: ребенок полноценный член общества

Взрослые не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не суй нос, куда тебя не просят» или «Не твоего ума дело». 

Безусловно, дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не означает, что их надо унижать, когда они из-за своего любопытства  всё же вмешиваются в беседу. 

Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка, но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких разговорах».

Ну а если папам и мамам принципиально, чтобы ребенок вообще не слышал каких-либо обсуждений, тогда его можно заранее попросить какое-то время не входить в комнату. 

Если же разговор не имеет важности, то ребенку можно дать право находиться в комнате и высказываться. Потому что даже первоклассники уже чувствуют себя взрослыми и хотят, чтобы их мнением интересовались. 

Правило пятое: не убивайте словом

Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека. 

Поэтому, если родители не хотят вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и несамостоятельного человека, то они не должны говорить ребенку такие фразы: «Без разрешения никогда ничего не делай!», «Тебе нельзя пирожки, ты уже и так самая толстая в классе». 

После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится на родителей, а в худшем -  перестанет верить в себя и свои силы. А ведь всем родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными. 

Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!». 

А что касается внешности, то родители вообще не должны критиковать детей, лучше записать ребенка в секцию, театральный кружок, готовить ему вкусную и здоровую еду, и вместе радоваться достижениям. 

Важно помнить, что для детей родители  – это не просто мама и папа, а главные люди в жизни, от которых ребенок ждёт защиты, помощи, советов, но никак не унижений и критики. Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают, как взрослые всё равно они всё ещё дети, и невзначай, со зла сказанное слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому родители должны исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел». Чтобы не случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберёмся вместе!» 

Комментариев нет:

Отправить комментарий